Основные приемы детского массажа

Для детей первого года жизни в массаже использу­ют в основном:

  • поглаживание;
  • растирание;
  • разминание;
  • вибрацию.

Дети отличаются очень тонкой, нежной и чувстви­тельной кожей, поэтому основным приемом является поглаживание. Другие приемы вводят в практику постепен­но. Для детей первых месяцев жизни не используют ударные массажные приемы.

Поглаживание

Этим приемом начинают массировать каждую часть тела и заканчивают. Используют его и как связующий элемент при переходе от одной части тела к другой.

Поглаживание расслабляет, хорошо успокаивает, улучшает кровообращение, уменьшает болевые ощуще­ния. Выполняют поглаживание ладонью или тыльной по­верхностью кисти. Движения должны быть легкими, плавными, с небольшим нажимом.

Поглаживание рук

Ребенок лежит на спине перед массажистом. Одной рукой приподнимают руку ребенка, а второй поглаживают ее ладонной поверхностью пальцев или тыльной стороной кисти в направлении от локтя к плечу, от кисти к локтю. Сначала массируют внутреннюю, затем наружную поверхность руки. Можно обхватить руку ребенка ладонью и поглаживать таким образом. В этом случае большой палец массажиста дви­жется по внутренней поверхности руки ребенка, а осталь­ные — по наружной. Затем массируют другую руку ана­логичным образом.

Поглаживание ног

Ребенок лежит на спине перед массажистом. Обхватывают левой рукой заднюю поверх­ность правой ноги ребенка. Правой рукой поглаживают внешнюю сторону голени, затем заднюю, потом перехо­дят на бедро и повторяют все в том же порядке.

Потом массируют другую ногу. Коленную чашечку сле­дует обходить. Можно выполнить обхватывающее поглаживание ладонью. При этом большой палец скользит по внешней стороне ноги, а остальные по задней.

Поглаживание живота

Ребенок и массажист нахо­дятся в том же положении. Массаж выполняют ладонью или тыльной стороной кисти круговыми движениями (по ходу часовой стрелки). Осторожно поглаживают жи­вот у правого подреберья. Затем начинают поглаживать живот снизу-вверх к пупку, а далее в стороны. Можно вы­полнять массаж двумя руками.

Поглаживание груди 

Круговыми движениями погла­живать грудь лежащего на спине ребенка. Правой рукой двигать по ходу часовой стрелки, а левой в обратном на­правлении. В области молочных желез руки движутся во­круг сосков.

Поглаживание спины

Ребенок лежит на животе, но­гами к массажисту. Осторожно поглаживать ребенка по спине вдоль позвоночника, ни в коем случае не на­давливать непосредственно на позвоночник. Поглаживать от ягодиц к голове тыльной стороной кисти, затем в об­ратном направлении ладонной поверхностью кисти. Массаж можно выполнять одной или двумя руками (с 3-х месяцев), при необходимости свободной рукой придерживать ребенка.

Растирание

Массаж с использованием этого приема способствует расслаблению глубоких мышц, активизирует кровообращение и улучшает питание тканей. На нервную систему этот более интенсивный прием оказывает успокаивающее воздействие. Массаж выполняют подушечками пальцев, направляют движения прямо или спиралевидно. Можно после легкого растирания перейти к пилению. Конечности ребенка массируют обхватывающим приемом. Массаж делают достаточно быстро, но давление на тело ребенка должно быть небольшим. Во время растирания кожу немного сдвигают.

Ноги массируют от стоп к туловищу. Обхватывают ногу двумя руками (большими и указательными паль­цами), при этом одна рука находится выше другой и растирают от стопы до колена. После этого подушеч­ками четырех пальцев растирают наружную поверх­ность бедра.

Подошвенную часть стопы растирают подушечкой большого пальца круговыми движениями.

Растирание верхних конечностей выполняют анало­гичным образом, от кисти к плечу.

Спину, живот, грудь, бедра растирают в прямом на­правлении или по спирали подушечками пальцев (двумя или четырьмя).

Разминание

Разминающий массаж успокаивающе воздействует на нервную систему, усиливает кровообращение, лимфоток, улучшает состояние суставов, связок и сухожилий. Воз­действие осуществляется не только на поверхностные, но и глубокие ткани. Положительное влияние оказывает­ся и на дыхательную систему.

Разминают тело ребенка очень бережно, но достаточ­но энергично. Используют приемы щипцеобразного разминания и валяния.

Щипцеобразное разминание выполняют тремя паль­цами. Захватывая мягкие ткани между указательным и средним пальцами с одной стороны и большим пальцем с другой, потихоньку продвигают руку вперед. Таким приемом массируют спину вдоль позвоночника. Массаж проводят от поясницы к шее. Аналогичным образом массируют ягодицы.

Разминание выполняют одной или двумя руками в различных направлениях: круговом, спиралеобразном.

Ноги поочередно массируют щипцеобразным разми­нанием одной рукой, а второй удерживают голень на ла­дони. В основном таким образом массируют внешнюю поверхность ноги. Массируя ногу, мягкие ткани сдвигают навстречу большому пальцу. Дойдя от стопы до бедра по внешние стороны ноги, можно повторить все сначала.

Разновидность разминания — валяние. Его выполня­ют двумя руками, при этом одну ладонь располагают на задней поверхности ноги, а вторую на боковой. Руками одновременно смещают мягкие ткани в направлении часо­вой стрелки. Массируют ногу от стопы к бедру и об­ратно.

Вибрация

Вибрирующий массаж тонизирует нервную систему, активизирует обменные процессы в организме, оказывает легкое обезболивающее воздействие. Из вибрационных приемов сначала используют потряхивание и встряхивание. Легкое поколачивание подушечками пальцев возможно для массажа ребенка от 3—4-х месяцев. Все приемы выполня­ют мягкими быстрыми ритмичными движениями.

Потряхивание подходит для массажа груди. Масса­жист прикладывает ладони к нижней части грудной клет­ки, обхватывает руками туловище в этой зоне, при этом большие пальцы рук располагаются рядом друг с другом. Легкими движениями осторожно потряхивают грудную клетку.

Встряхивание используют при массаже конечностей ребенка. Одной рукой придерживают руку или ногу ре­бенка, а второй встряхивают, держа за запястье или ниж­нюю часть голени.

Поколачивание проводят одной или двумя руками в продольном или поперечном направлении, а также спирале- и зигзагообразно. Можно поколачивать тыльной стороной полусогнутых, слегка разведенных пальцев.

У детей постарше можно выполнить этот прием тыльной стороной пальцев, сложенных (не сжатых!) в кулак.

Пролистать наверх