Для детей первого года жизни в массаже используют в основном:
- поглаживание;
- растирание;
- разминание;
- вибрацию.
Дети отличаются очень тонкой, нежной и чувствительной кожей, поэтому основным приемом является поглаживание. Другие приемы вводят в практику постепенно. Для детей первых месяцев жизни не используют ударные массажные приемы.
Поглаживание
Этим приемом начинают массировать каждую часть тела и заканчивают. Используют его и как связующий элемент при переходе от одной части тела к другой.
Поглаживание расслабляет, хорошо успокаивает, улучшает кровообращение, уменьшает болевые ощущения. Выполняют поглаживание ладонью или тыльной поверхностью кисти. Движения должны быть легкими, плавными, с небольшим нажимом.
Поглаживание рук
Ребенок лежит на спине перед массажистом. Одной рукой приподнимают руку ребенка, а второй поглаживают ее ладонной поверхностью пальцев или тыльной стороной кисти в направлении от локтя к плечу, от кисти к локтю. Сначала массируют внутреннюю, затем наружную поверхность руки. Можно обхватить руку ребенка ладонью и поглаживать таким образом. В этом случае большой палец массажиста движется по внутренней поверхности руки ребенка, а остальные — по наружной. Затем массируют другую руку аналогичным образом.
Поглаживание ног
Ребенок лежит на спине перед массажистом. Обхватывают левой рукой заднюю поверхность правой ноги ребенка. Правой рукой поглаживают внешнюю сторону голени, затем заднюю, потом переходят на бедро и повторяют все в том же порядке.
Потом массируют другую ногу. Коленную чашечку следует обходить. Можно выполнить обхватывающее поглаживание ладонью. При этом большой палец скользит по внешней стороне ноги, а остальные по задней.
Поглаживание живота
Ребенок и массажист находятся в том же положении. Массаж выполняют ладонью или тыльной стороной кисти круговыми движениями (по ходу часовой стрелки). Осторожно поглаживают живот у правого подреберья. Затем начинают поглаживать живот снизу-вверх к пупку, а далее в стороны. Можно выполнять массаж двумя руками.
Поглаживание груди
Круговыми движениями поглаживать грудь лежащего на спине ребенка. Правой рукой двигать по ходу часовой стрелки, а левой в обратном направлении. В области молочных желез руки движутся вокруг сосков.
Поглаживание спины
Ребенок лежит на животе, ногами к массажисту. Осторожно поглаживать ребенка по спине вдоль позвоночника, ни в коем случае не надавливать непосредственно на позвоночник. Поглаживать от ягодиц к голове тыльной стороной кисти, затем в обратном направлении ладонной поверхностью кисти. Массаж можно выполнять одной или двумя руками (с 3-х месяцев), при необходимости свободной рукой придерживать ребенка.
Растирание
Массаж с использованием этого приема способствует расслаблению глубоких мышц, активизирует кровообращение и улучшает питание тканей. На нервную систему этот более интенсивный прием оказывает успокаивающее воздействие. Массаж выполняют подушечками пальцев, направляют движения прямо или спиралевидно. Можно после легкого растирания перейти к пилению. Конечности ребенка массируют обхватывающим приемом. Массаж делают достаточно быстро, но давление на тело ребенка должно быть небольшим. Во время растирания кожу немного сдвигают.
Ноги массируют от стоп к туловищу. Обхватывают ногу двумя руками (большими и указательными пальцами), при этом одна рука находится выше другой и растирают от стопы до колена. После этого подушечками четырех пальцев растирают наружную поверхность бедра.
Подошвенную часть стопы растирают подушечкой большого пальца круговыми движениями.
Растирание верхних конечностей выполняют аналогичным образом, от кисти к плечу.
Спину, живот, грудь, бедра растирают в прямом направлении или по спирали подушечками пальцев (двумя или четырьмя).
Разминание
Разминающий массаж успокаивающе воздействует на нервную систему, усиливает кровообращение, лимфоток, улучшает состояние суставов, связок и сухожилий. Воздействие осуществляется не только на поверхностные, но и глубокие ткани. Положительное влияние оказывается и на дыхательную систему.
Разминают тело ребенка очень бережно, но достаточно энергично. Используют приемы щипцеобразного разминания и валяния.
Щипцеобразное разминание выполняют тремя пальцами. Захватывая мягкие ткани между указательным и средним пальцами с одной стороны и большим пальцем с другой, потихоньку продвигают руку вперед. Таким приемом массируют спину вдоль позвоночника. Массаж проводят от поясницы к шее. Аналогичным образом массируют ягодицы.
Разминание выполняют одной или двумя руками в различных направлениях: круговом, спиралеобразном.
Ноги поочередно массируют щипцеобразным разминанием одной рукой, а второй удерживают голень на ладони. В основном таким образом массируют внешнюю поверхность ноги. Массируя ногу, мягкие ткани сдвигают навстречу большому пальцу. Дойдя от стопы до бедра по внешние стороны ноги, можно повторить все сначала.
Разновидность разминания — валяние. Его выполняют двумя руками, при этом одну ладонь располагают на задней поверхности ноги, а вторую на боковой. Руками одновременно смещают мягкие ткани в направлении часовой стрелки. Массируют ногу от стопы к бедру и обратно.
Вибрация
Вибрирующий массаж тонизирует нервную систему, активизирует обменные процессы в организме, оказывает легкое обезболивающее воздействие. Из вибрационных приемов сначала используют потряхивание и встряхивание. Легкое поколачивание подушечками пальцев возможно для массажа ребенка от 3—4-х месяцев. Все приемы выполняют мягкими быстрыми ритмичными движениями.
Потряхивание подходит для массажа груди. Массажист прикладывает ладони к нижней части грудной клетки, обхватывает руками туловище в этой зоне, при этом большие пальцы рук располагаются рядом друг с другом. Легкими движениями осторожно потряхивают грудную клетку.
Встряхивание используют при массаже конечностей ребенка. Одной рукой придерживают руку или ногу ребенка, а второй встряхивают, держа за запястье или нижнюю часть голени.
Поколачивание проводят одной или двумя руками в продольном или поперечном направлении, а также спирале- и зигзагообразно. Можно поколачивать тыльной стороной полусогнутых, слегка разведенных пальцев.
У детей постарше можно выполнить этот прием тыльной стороной пальцев, сложенных (не сжатых!) в кулак.